Интернет-газета

АВТОР

Newstube (Россия)

11 октября 2017 23:59

Загадка колоссальной температуры солнечной короны, возможно, разгадана

Звёзды часто удивляют астрономов. То выбрасывают из своих недр больше вещества, чем положено, то несутся через Галактику на чудовищных скоростях. Даже после смерти они иногда продолжают загадывать загадки.

Наше родное Солнце – ближайшая звезда. Казалось бы, уж его-то астрономы давно должны были изучить досконально. Не тут-то было. И у нашего светила есть свои тайны.

Почему корона Солнца имеет температуру в миллионы градусов, тогда как поверхность – всего шесть тысяч? Ответ на этот вопрос пока прост до безобразия: никто не знает.

Впрочем, версии есть, и нешуточные споры в среде астрономов идут не первое десятилетие. Одни исследователи считают, что дело в колебаниях плазмы, которые называются магнитогидродинамическими волнами. Их энергия, рассеиваясь в веществе короны, может нагревать его. Другие учёные винят во всем протекающие в короне невероятной силы токи. Третьи эксперты видят причину в солнечных вспышках.

Мы подробно рассказывали о вспышках на Солнце и сопутствующих им выбросах вещества. Они редко бывают настолько мощными, чтобы попасть в новостные ленты и напугать впечатлительных обывателей. Гораздо чаще происходят небольшие вспышки, интересные только специалистам.

Но ряд исследователей полагает, что в короне постоянно происходят и так называемые нановспышки. Они-то и нагревают её вещество.

\"\"

Проверить эту гипотезу до недавнего времени было невозможно. Нановспышки потому так и называются, что очень уж они слабые. Если даже они и есть, их излучение смешивается с фоновым излучением Солнца и тонет в нём.

Но, как говорят астрономы, что нельзя разглядеть, то пока нельзя разглядеть. Недаром же человечество сооружает всё более чувствительные инструменты для изучения ближнего и дальнего космоса.

Вот и в проблеме нагрева короны наметилось решение. Перелом произошёл после второго запуска аппарата FOXSI. Команда исследователей во главе с Син-носукэ Исикавой (Shin-nosuke Ishikawa) из Японского аэрокосмического агентства (JAXA) проанализировала данные, полученные инструментом.

Его чувствительности хватило, чтобы выделить из общего рентгеновского излучения Солнца высокоэнергичные кванты, которые образуются при вспышках. Но никаких крупномасштабных вспышек в поле зрения аппарата в то время не было.

Учёные интерпретируют результат как возможное свидетельство тех самых нановспышек. По крайней мере, это излучение было испущено веществом с температурой выше десяти миллионов градусов. Такая оценка заставляет отбросить некоторые гипотезы, объясняющие механизмы нагрева короны, и служит веским аргументом в пользу \"вспышечной\" модели.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Впрочем, авторы признают, что вопрос всё ещё не закрыт окончательно. В ближайшие годы ожидается запуск новых, ещё более чувствительных инструментов, способных обнаруживать нановспышки. И тогда, возможно, загадка, много лет мучающая астрономов, будет окончательно разгадана.

К слову, уже в следующем году ожидается запуск зонда, который подойдёт к Солнцу на рекордно близкое расстояние.
Переслать ссылку на эту страницу Переслать ссылку на эту страницу