Интернет-газета
ЭКОНОМИКА
Ежедневно вся экономика страны

Воскресенье, 25.08.2019, 06:42:58  •  Сделать "Экономику" стартовой страницей

Транспорт / В раздел

АВТОР

Газета.ru
Газета.ru

01 декабря 2008 10:16

Бизнесу не уйти от тарифа

Бизнесу не уйти от тарифа

Бизнес не смог уговорить власть снизить темпы повышения тарифов естественных монополий. У гигантов тоже кризис, объяснило государство, им нужно финансировать инвестрпроекты. Неубедительно, считают эксперты: во-первых, проекты уже никому не нужны, а во-вторых, все равно они не будут исполнены.


Главной темой заседания правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в пятницу стали тарифы естественных монополий. Российские предприятия, оставшись в условиях кризиса без кредитов и покупателей, боятся, что выросшие после нового года тарифы добьют их окончательно. Они уже сворачивают инвестиционные программы, сокращают выпуск продукции, урезают зарплаты и штат. Объемы промышленного производства падают: по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в октябре 2008 года этот показатель не вырос на 0,6% по сравнению с октябрем 2007 года, как утверждает Росстат, а сократился на 0,8%.


«С устранением сезонного фактора октябрьский объем производства уменьшился по сравнению с сентябрем на 2,2%», – отмечают эксперты ЦМАКП. Оценки самих бизнесменов еще хуже. «Падение производства и продаж на 40% – самое мягкое, о чем приходится слышать. Многие говорят о падении оборота в 4–6 раз», – вздыхает член исполнительного комитета общественной организации «Деловая Россия» Юрий Никонов.

Но на тарифную политику монополий бедственное положение их потребителей никак не влияет. Правительство еще в мае, на последнем заседании под руководством Виктора Зубкова, решило, что в 2009 году газ для предприятий подорожает на 19,6%, электроэнергия – на 19%, железнодорожные грузовые перевозки – на 17–18,7%.


С возникновением кризисной ситуации цифры в меньшую сторону не пересмотрели.


«У естественных монополий большие программы собственного развития. Если они тарифы не повышают, у них встанут тогда эти программы», – объяснил недавно премьер-министр Владимир Путин.

«Резон в этом обосновании есть, но повышение тарифов негативно отражается на работе других компаний», – заявил на заседании правления РСПП исполнительный директор ТНК-ВР по газовым проектам Виктор Вексельберг. Рост тарифов, объяснял он, окажет негативное влияние на другие отрасли экономики, в том числе нефтяную.

РСПП надеялся на компромисс. Глава союза Александр Шохин предложил, например, оставить из инвестпроектов монополий только самые нужные. Другой вариант, подумать над которым обещал ранее Путин, – сделать исключение хотя бы для нескольких отраслей реального сектора. С этим согласны даже сами монополии. «ФСТ может вводить исключительный тариф в особенных случаях, – одобрил предложение президент ОАО РЖД Владимир Якунин. – Например, для перевозки грузов в направлении приоритетного строительного проекта может быть принято решение об исключительном тарифе». Но пока власть не готова и на это. «Сейчас при планировании действий на следующий год нужно ориентироваться на те решения, которые были приняты ранее», – закрыл дискуссию помощник президента России по экономическим вопросам Аркадий Дворкович.


Впрочем, бизнес считает, что решение о пересмотре тарифов принимать все равно придется, когда экономика зайдет в окончательный тупик. «Думаю, что правительство может вернуться к рассмотрению этого вопроса в начале следующего года», – сказал Вексельберг.

Эксперты разделяют тревоги бизнеса. «Мы добавляем мощнейший фактор угнетающего воздействия на развитие экономики, – комментирует планы правительства по повышению тарифов директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – В нормальных рыночных условиях цены в такой ситуации должны снижаться, что успешно демонстрируют развитые страны». У металлургов, приводит он пример, мировые цены упали, а тарифы добавят издержек, что не позволит сохранить даже минимальную рентабельность.

Помимо этого бизнес пугает бессистемность экономической политики, когда одной рукой государство забирает деньги, а другой дает поощрения, например налоговые. «Очень бы хотелось, чтобы тот, кто выбирает стратегию, объяснял, почему он это делает и какого эффекта хочет добиться», – говорит Никонов. Пока приходится все домысливать самим, выводы получаются неутешительными. «Чтобы выбраться из кризиса, власти придется напечатать огромное количество денег – до 30–40% от ВВП. Это даст инфляцию в 30%. Конечно, при такой перспективе правительство правильно делает, что повышает тарифы, – рассуждает Никонов. – Но бизнес просто умрет».

К тому же необходимость большинства проектов, запланированных в совсем другой ситуации, сейчас сомнительна. «Когда был рост, было действительно необходимо расшивать узкие места, например, с подключением к энергомощностям. Но теперь спад. Тех возможностей, которые есть сейчас, вполне достаточно для удовлетворения потребностей субъектов экономики», – подчеркивает Николаев.

Но самое печальное, отмечает эксперт, заключается в том, что те цели, для которых экономика несет такую жертву, все равно не будут достигнуты: «Тарифы поднимут, а инвестиционные проекты все равно не будут выполнены. Насколько мне известно, взявшие на себя обязательства инвесторы уже просят освободить их».


 

Источник: "Газета.ru"

Переслать ссылку на эту страницу Переслать ссылку на эту страницу
Вызвать окно печати / Распечатать Вызвать окно печати / Распечатать

В раздел Транспорт

Предыдущие материалы
• 20 марта 2018 00:33
Подмосковье первым в России запустило оплату проезда по банковской карте
• 30 января 2018 23:32
Kia выпустит компактный и недорогой кроссовер (но не для России)
• 25 декабря 2017 13:35
Hyundai намерена выпускать двигатели на \"КамАЗе\"
• 04 декабря 2017 23:13
Фольксваген придумал персональную электрическую \"маршрутку\"
• 13 ноября 2017 23:58
Названы сроки выхода абсолютно нового BMW X5
• 31 октября 2017 00:07
Дневник Lada Xray: на край света ради зимних шин
• 16 октября 2017 20:56
Yamaha наделила электробайк искусственным интеллектом
• 11 октября 2017 23:54
В Америке представлены шестидверные электровнедорожники
• 26 сентября 2017 23:42
Новые Jaguar и Land Rover смогут составлять собственный прогноз погоды
• 22 августа 2017 23:12
Ford вывел на тесты новый внедорожник с культовым именем

Все статьи »



Поиск по сайту

Расширенный поиск


НОВОСТИ / Транспорт

13 ноября 2008 12:07 Шипованная резина на московских дорогах опасна для жизни - эксперт

Все новости »



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Загрузка ...

Array Array

Информер, RSS-ленты, прием пресс-релизов, перепечатка материалов   |   Купить рекламное место   |   Редакция, контакты, вакансии

© 2005 www.economica-digest.ru

"Экономика" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида “Источник www.economiсa-digest.ru” и ссылки на данный портал.


Интернет-агентство
Интернет-агентство
Flashmedia