Брюссель пытается ввести более жесткие правила игры на углеродном рынке уже с осени 2012 года в надежде спасти ситуацию на рынке, цены на котором продолжают оставаться стабильно низкими (с начала 2013 года — в границах €3–5 за тонну сокращений выбросов). Пакет предложений, который вчера не поддержали евродепутаты, включал в себя главным образом ограничение предложения квот на рынке, включая запрет на выпуск 900 млн новых разрешений на выбросы на пять-семь лет в зависимости от отрасли. По мнению авторов реформы из Еврокомиссии, это должно было привести к повышенному спросу на уже имеющиеся на рынке квоты со стороны предприятий энергетического и электроэнергетического сектора Евросоюза. Уже после голосования, отправив пакет реформ на дальнейшую доработку в экологический комитет, ряд членов Европарламента заявил, что основная причина голосования против была вызвана опасениями того, что повышение цен за тонну СО2 подорвет конкурентоспособность европейской промышленности и приведет к повышению цен на энергоносители для конечного потребителя.
В течение последних нескольких месяцев ЕС активно обсуждал предложенный пакет на самых разных уровнях. В числе сторонников реформы оказались сама Еврокомиссия, Великобритания и Франция, в числе главных противников — Польша и, как выяснилось в последний момент, даже Германия. Вечером во вторник польский министр окружающей среды Марсин Королек крайне положительно оценил итоги голосования, заявив, что предложенный пакет мер мог бы в значительной степени ограничить возможности для экономического роста в ЕС в ближайшие годы. Примечательно, что именно в Польше (Варшава) в декабре 2013 года состоится следующий климатический саммит ООН, на ход которого вчерашнее решение евродепутатов может повлиять не самым лучшим образом. Польского коллегу поддержал и германский министр экономики Филипп Ростлер, заявивший, что решение Европарламента является «прекрасным сигналом» продолжающегося восстановления европейской экономики, в то время как снижение предложения квот на рынке наложило бы дальнейшие ограничения на промышленность в ЕС.
В то же время критики подобного решения отмечают, что сохранение ситуации «как есть» вряд ли будет способствовать оздоровлению рынка, а также стимулировать предприятия инвестировать в зеленые и низкоуглеродные технологии. Вчера решение Европарламента вновь заставило цены за тонну сокращений СО2 снизиться вдвое — до €2,5–3. Интересно, что вслед за снижением цен на углеродном рынке начали падать и акции европейских энергетических компаний (прежде всего немецких) — в среднем на 2,5–3,5%.
«Европарламент подарил миру черный день для глобальной климатической политики со времен неудачи климатического саммита ООН в Копенгагене»,— заявил в интервью «Ъ» эксперт Germanwatch в области международной климатической политики Ольдаг Каспар. «Тот факт, что депутаты отклонили пакет реформ, стал сигналом к тому, что ЕС перестает быть лидером в климатическом переговорном процессе на годы, что ставит под угрозу перспективы достижения нового глобального климатического соглашения в целом»,— полагает эксперт.
Примечательно, что многие страны мира в создании внутренних углеродных рынков ориентировались именно на ЕТС. Сложная ситуация в ЕС, скорее всего, заставит ряд стран внести коррективы в правила игры на местных рынках. Так, представители Министерства экологии Южной Кореи уже заявили, что «внимательно следят за ситуацией с ЕТС», которая оказывает существенное влияние на планы создания внутреннего рынка в стране в 2015 году.
Напомним, что вопрос создания углеродного рынка продолжает обсуждаться и в РФ. «Россия, а также другие страны постсоветского пространства в создании собственных рынков сокращений выбросов не должны повторить ошибки ЕС»,— считает Ольдаг Каспар. С точки зрения эксперта, ключевой ошибкой в архитектуре ЕТС стал избыток доступных на рынке сертификатов, выделенных предприятиям Евросоюза. Кроме того, по мере развития рынка количество разрешений на выбросы должно снижаться — ожидая подобного развития событий, предприятия смогут заранее спланировать инвестиционную активность, полагает аналитик.
Для создателей будущей российской системы торговли выбросами результат голосования в Европарламенте также оказался во многом неожиданным. «Для нас главный вывод, что при построении внутренней системы надо внимательно изучить опыт ЕС, США, Казахстана, Китая, Австралии и других стран. Один из парадоксов настоящей ситуации заключается в том, что успех “дублирующих программ” по стимулированию энергоэффективности и возобновляемой энергетики во многом снижает действенность углеродного рынка в качестве инструмента экологической, экономической и промышленно-технологической политики»,— пояснил в интервью «Ъ» член рабочей группы Минэкономики и «Деловой России» по созданию рынка сокращения выбросов в РФ Антон Галенович.
«Ъ» будет следить за развитием событий.
Ангелина Давыдова