Создание холдинга по всем показателям гораздо важнее для белорусов, нежели для российской стороны, уверены эксперты.
ОПАСНЫЕ СОМНЕНИЯ
В ходе традиционного послания белорусскому народу и парламенту Лукашенко заявил, что сомневается в целесообразности слияния МАЗа и КАМАЗа в нынешних условиях. Он назвал инициативу с объединением без плана по вложениям в белорусский автозавод бандитской акцией, за которой стоят иностранцы, мечтающие закрыть МАЗ. Лукашенко заявил, что рынки и продукция у страны есть, а выпускаемые МАЗы ничем не уступают по качеству российским КАМАЗам, поэтому о цене вопроса можно поторговаться.
По мнению руководителя портала auto-dealer.ru Олега Дацкива, Лукашенко, таким образом, пытается поддержать в глазах белорусов собственный образ заботливого хозяина.
«Это политика, а Лукашенко хочет в очередной раз набрать дополнительные очки. Своим гражданам он показывает, как рьяно защищает интересы страны, не боясь выступать с такими резкими заявлениями», — говорит он.
Между тем заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто уверен, что если в течение года объединения не произойдет, то перспективы МАЗа печальны.
«На мой взгляд, объединения не будет. Лукашенко будет торговаться до последнего. МАЗ — один из его последних козырей в торгах по поводу всего — нефти, газа. Вот вы нам дайте это, а мы вам дадим вот это. Между тем рынок предприятия в России, куда сегодня МАЗ экспортирует до 80% своей техники, уже итак постепенно снижается, а дальше будет только падать», — считает эксперт.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
Идею о слиянии предприятий двух крупнейших производителей тяжелых грузовиков высказали в госкорпорации «Ростех» (владеет 49,9% акций КАМАЗа) еще зимой 2010 года. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями, но белорусские власти отказались от этого варианта.
Тогда было решено создать совместное предприятие «Росбелавто», куда Белоруссия намерена внести 75% минус 1 акция МАЗа, а российская сторона — 49,9% акций КАМАЗа, чтобы стороны получили по 50% проекта.
Сроки объединения компаний в единый холдинг постоянно переносились. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров еще в марте сообщал, что министерства промышленности двух стран определят систему управления «Росбелавто», а также условия опциона в срок до 15 апреля. В свою очередь, в начале апреля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что график реализации проекта МАЗ-КАМАЗ утвердят в ближайшее время. Однако никакой официальной информации ни от одной из сторон так и не поступило.
В пресс-службе КАМАЗа тему отношений двух сторон комментируют довольно сухо.
«Переговоры идут и не прекращаются. О каких-то конкретных решениях нам ничего не известно. С МАЗом у нас нормальные деловые отношения. На уровне компаний наши сотрудники общаются, обмениваются опытом, к нам приезжают делегации из Белоруссии. Что касается переговоров, то мы всегда выступали за объединение усилий обеих компаний на рынке. Однако все важные шаги будут на высшем уровне», — сообщили в компании агентству «Прайм».
Между тем в ноябре минувшего года президент КАМАЗа Сергей Когогин высказал личное мнение, что процесс создания «Росбелавто» завершится не скоро. Причина в том, что белорусская сторона должна принять определенное политическое решение. Когогин отмечал, что, хотя КАМАЗ и МАЗ идут по четкому пути, на каком-то этапе процесс переговоров внезапно останавливается. Это и свидетельствует о том, что необходимо некое политическое решение.
В среду Мантуров сказал журналистам, что РФ и Белоруссия пока не достигли компромисса по созданию «Росбелавто». «Я не хочу оценивать заявления президента Белоруссии. Мы ведем, соответственно, переговоры, и без наличия обмена активами вопрос дальнейшей модернизации и инвестиций в МАЗ мы вести не имеем возможности», — заявил он.
ВСКОЧИТЬ НА ПОДНОЖКУ
Если Лукашенко перестанет затягивать разрешение вопроса, то у МАЗа еще есть возможность вскочить на подножку уходящего поезда, уверен Маржоретто.
«Немецкий Daimler — один из акционеров КАМАЗа — не раз озвучивал планы по увеличению доли в компании до 25% плюс одна акция. Я считаю, что уже до конца этого года немцы приобретут блокпакет российской компании. И здесь дело в том, что МАЗ Daimler не нужен совершенно точно и ни в каком виде. Все, что им нужно, производится на КАМАЗе», — поясняет он.
Если союз МАЗа или КАМАЗа тем или иным образом будет оформлен до того, как Daimler станет владельцем блокпакета, тогда у МАЗа еще есть шансы.
Затягивание переговоров по «Росбелавто» экономически отрицательно отразится на деятельности белорусского МАЗа, считает и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
«Спад на рынке грузовиков может привести к существенному сокращению продаж на российском рынке. Для обеих сторон было бы лучше ускорить переговоры, но, к сожалению, опыт показывает, что многие политические вопросы с Белоруссией решаются довольно долго», — говорит он.
КОМУ ВАЖНЕЕ
«Экономически объединение более важно для МАЗа, чем для КАМАЗа. Тем более в свете того, что в ближайшее время может быть введен утилизационный сбор для производителей из Белоруссии. Это небольшая страна, и ее рынок — ничтожный по своему объему — попросту не сможет принять весь объем выпущенной продукции», — уверен Дацкив.
Напомним, Минпромторг предлагает распространить утилизационный сбор на все импортные автомобили, в том числе произведенные в Белоруссии. Сейчас продукция автопроизводителей из этой страны, взявших на себя гарантии по утилизации выпускаемых машин, сбором при импорте в Россию не облагается.
Законопроект о внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления» уже разработан. Он отменяет систему гарантий по утилизации автомобилей и уравнивает всех автопроизводителей в правах. Поправки правительство планирует рассмотреть до конца апреля. В случае утверждения они вступят в силу уже с 1 июля 2013 года.
«Если законопроект примут, переговоры пойдут быстрее», — уверен эксперт.
«Белоруссия сейчас находится в изоляции, у них нет, по сути, партнеров кроме России, в том числе в области новейших разработок. У МАЗа нет ни своего двигателя, ни коробки. У КАМАЗа все это есть и постоянно совершенствуется. МАЗ силен в производстве седельных тягачей для дальних перевозок. Этого у КАМАЗа пока нет, но такие вопросы могут разрешиться в довольно короткие сроки. Так что КАМАЗ действительно богаче и перспективнее», — добавляет Моржаретто.
КАК ВСЕ МОГЛО БЫ БЫТЬ
По словам Когогина, КАМАЗ уже просчитал, что альянс с МАЗом принесет российской стороне рост экономических и финансовых результатов благодаря расширению производства двигателей, коробок, других комплектующих. В итоге это позволит сторонам снизить инвестиционные затраты. Когогин же еще в середине прошлого года сообщал, что «Ростех» и власти Белоруссии при создании холдинга ориентируются на годовую выручку в 7 миллиардов евро.
«Объединение с КАМАЗом даст МАЗу доступ к его дилерской сети не только по всей России, но и в странах СНГ», — говорит Моржаретто.
«Белоруссия ближе к Европе на тысячу километров, а это существенный аргумент для поставки тех же комплектующих по хорошим дорогам, например, из Польши. Поэтому с логистикой будет попроще», — считает Дацкив.
Мария Захарова, Прайм