С 16 по 18 мая в залах отеля «Хёндэ» прошла работа 3-го Дальневосточного Российско-Корейского Форума, посвященного изучению особенностей двустороннего экономического сотрудничества, поиску путей координирования совместных стратегий в отношении социально-экономического развития ДВ региона РФ, а также определению общих интересов в области долгосрочного взаимодействия и партнерства.
16 числа состоялся круглый стол с участием узкого круга специалистов из числа представителей научного сообщества РФ и РК. 17 и 18 мая – работа секций по региональному планированию, логистике, энергетике и окружающей среде.
С южнокорейской стороны в мероприятии приняли участие Генеральное Консульство Республики Корея во Владивостоке, Институт Окружающей Среды (KEI), Институт Энергетической Экономики (KEEI), Морской Институт (KMI), Научный Институт Поселений (KRIHS), Ассоциация исследований АТЭС. Российские участники были представлены Школой Региональных и Международных Исследований ДВФУ, ДВО РАН, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, ДНИИМФ, ВГУЭС. Форум проводится при поддержке Администрации и Законодательного Собрания Приморского края, Правительств Сахалинской области и Хабаровского края.
Необходимо отметить, что Дальневосточный Российско-Корейский Форум уже приобрел формат ежегодного представительского мероприятия, что является безусловной заслугой нынешнего Генерального консула РК во Владивостоке Ли Ян Гу, ставшего 3 года назад инициатором его проведения.
Открывая заседание рабочих секций, Председатель Законодательного Собрания ПК В.В. Горчаков выразил надежду, что мероприятие подготовит соответствующую платформу для Российско-Корейского Экономического Форума, который состоится с 3 по 5 июля 2013 года, а также внесет вклад в плане наполнения повестки встречи Президентов РФ и РК в сентябре.
В ответном приветственном слове Президент Корейского Института Окружающей Среды Ли Бён Ук особо отметил интерес к сотрудничеству с российской стороной по поставкам природного газа, совместном развитии логистических и инфраструктурных проектов как на российском Дальнем Востоке, так и в регионе Северо-Восточной Азии.
В ходе обсуждения перспективных сфер двустороннего сотрудничества участники Форума из обеих стран сошлись во мнении, что наибольший практический интерес представляет совместное освоение, переработка и экспорт леса, энергетических и минеральных ресурсов, поставки электричества, развитие с/х, марикультуры, сотрудничество в промышленности и сборочном производстве, создании логистических и транспортных коридоров, коммерциализации российских прикладных научных разработок.
Специалисты особо отметили позитивную динамику роста инвестиций РК в российский Дальний Восток, 59 % которых пришлось на Приморский край, 22% на Сахалинскую область, 18 % — на Хабаровский край. Основные объемы капиталовложений идут в производство электрооборудования и машин, рыбную отрасль и с/х. Увеличивает интерес корейских компаний к инвестированию в Республику САХА Якутия и Камчатский край.
Наряду с этим, увеличивается и внешний товарооборот с Южной Кореей, однако, его 70% приходится на Сахалин, 19% — Приморье, 5% — Хабаровский край.
Вместе с тем, эксперты двух стран указали на ряд объективных факторов, оказывающих негативное воздействие на темпы двустороннего сотрудничества, среди которых недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, их неудовлетворительное состояние, малая емкость рынка Дальнего Востока, обострение дефицита квалифицированных трудовых ресурсов, относительно неблагоприятные климатические условия, неконкурентоспособный в сравнении с западными регионами РФ инвестиционный климат.
Подводя итоги работе секций, участники Форума выделили следующие приоритетные направления российско-корейского сотрудничества: развитие БАМа, реконструкция Транссибирской ж/д и ее соединение с Транскорейской магистралью, развития авиационной инфраструктуры, освоение Северного Морского пути, локализация на территории ДВ РФ сборочных предприятий авиа-, судо-, автостроения, взаимодействие в строительстве космодрома «Восточный», переработка и экспорт лесных, рыбных, горнодобываемых ресурсов, с/х, поставки элетроэнергии, модернизация объектов энергетической инфраструктуры, строительство нефте- и газохимических комплексов. При этом, указывалось на необходимость, так называемого, комплексного, «пакетного» подхода, в качестве примера которого был приведен проект «Охотоморье», предполагающий партнерское взаимодействие одновременно по нескольким его составляющим: энергетика, марикультура, логистика и туризм.