Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддержала предложение Министерства сельского хозяйства замораживать цены на продукты такими же соглашениями, как в 2007 и 2010 гг. Об этом рассказали два участника вчерашней встречи вице-премьера Аркадия Дворковича с представителями розничных сетей и компаний-поставщиков, где обсуждался этот вопрос.
«Отрицательный отзыв не связан с предложением в целом, он касался технических деталей этого предложения. Там есть некоторые вопросы, которые, с нашей точки зрения, нужно дополнительно проработать, и если это будет сделано, то как это было в 2007 и 2010 гг., такое постановление правительства может быть принято», — пояснил замруководителя ФАС Андрей Цыганов, не уточнив, о каких именно технических деталях идет речь.
ФАС в целом поддерживает предложение Минсельхоза, которое позволит регионам договариваться с продавцами и производителями о ценах. «Мне кажется, что этот механизм подтвердил свою эффективность по крайней мере два раза», — сказал Цыганов. Минэкономразвития и Минпромторг согласовали документ Минсельхоза, сообщали ранее их представители.
На прошлой неделе стало известно, что Минсельхоз разработал проект постановления правительства, который позволит регионам договариваться с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями о недопущении роста цен. Речь идет об ограничении наценки розничных сетей и поставщиков, пояснял источник в одном из профильных ведомств. Аналогичный механизм применялся, чтобы временно стабилизировать цены на продовольствие, в 2007 и 2010 гг. — после скачка инфляции и после неурожая соответственно. В 2007 г. чиновники договорились с производителями и крупнейшими торговыми сетями заморозить цены на молоко, масло, хлеб и яйца. Осенью 2010 г., после засухи и неурожая, по инициативе чиновников ритейлеры и производители продовольствия также договорились не повышать цены на продукты, но наценка не фиксировалась.
Руководитель департамента торговли и услуг Москвы, крупнейшего розничного рынка в России, Алексей Немерюк говорил ранее, что Москва «готова при необходимости такие соглашения подписать и уже более четко влиять на ценовую политику по продовольствию». Пока заметного роста цен в Москве нет, рассказывал Немерюк в прошлую пятницу.
Правительство старается не допустить ускоренного роста цен после того, как оно запретило ввоз в Россию некоторых видов сельхозпродукции из США, стран ЕС, Норвегии, Канады и Австралии. Минпромторг и региональные чиновники после введения эмбарго на импорт продовольствия из этих стран следят за розничными ценами на 40 продуктов питания: это пшеничная мука, рис, гречневая крупа, макароны, подсолнечное масло, колбасы, говядина, свинина и мясо кур, рыба, яйца, хлеб, молоко, творог, кефир, сметана, сыр, картофель, лук, капуста, морковь, огурцы, томаты, перец, яблоки, бананы, виноград, апельсины и мандарины. Хотя чиновники не озвучивали пока перечень товаров, на которые регионы смогут договариваться с производителями и сетями не повышать цены, скорее всего, он будет близок к списку мониторинга, полагают аналитики «ВТБ капитала».
Действие таких соглашений бывает очень краткосрочным, судя по предыдущему опыту, напоминает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. «Подобные договоры могли удержать цены от роста лишь примерно на 2-3 месяца с момента подписания», — добавляет эксперт. Цены на «замороженные» продукты в ноябре 2007 г. — марте 2008 г. росли даже быстрее, чем на прочие, — 14,6% против 11,8%, по данным Росстата. Кроме того, розничные компании могут удерживать цены на товары, которые отслеживают чиновники, говорит Остапкович, однако фактически единственный способ компенсировать выпадающую маржу для них — это повышать розничные цены на товары, не подпавшие под санкции: кофе, алкоголь, конфеты и т. д.